- Церковь
- Це/рковь(греч. "экклезия"-собрание, общество созванных) - всемирная христианская организация.В русской Библии имеется два написания этого слова: "Церковь" и "церковь", при этом авторы перевода нигде не пояснили, какой смысл они вкладывали в это различие, в связи с чем возникли ошибки и даже двусмысленности. Так в 1Кор 15.9 написано: "гнал церковь Божию", а в Гал 1.13: "гнал Церковь Божию" (в Флп 3.6: "гонитель Церкви Божией"). В Деян 9.31 и Гал 1.22 слово "Церковь" стоит в начале предложения и непонятно, какое слово здесь должно быть. В некоторых изданиях Библии каждый отдельный стих пишется с новой строки и поэтому в 1Кор 1.2 в таких изданиях в начале строки стоит слово "Церковь", хотя в изданиях со сплошными текстами-"церковь", потому что находится в середине предложения. Читающему в данном случае нет дела до правил написания слов в начале строки, ему нужно знать точное значение слова. В русской Библии слова "Церковь" и "церковь" встречаются 110 раз, при этом даже однажды в Ветхом Завете (Зах 11.13).В Библии есть и другие подобные пары слов (Бог-бог, Гера-гера, Год-год, Дух-дух, Ефа-ефа, Отец-отец, Писание-писание, Псалтирь-псалтирь, Сила-сила, Слово-слово, Сын-сын), но в их случае никаких трудностей понимания нет.Можно предположить, что переводчики Библии словом "Церковь" (с заглавной буквы) назвали некое идеальное собрание истинных верующих во всех местах (Мф 16.18; Деян 2.47; 20.28; 1Кор 12.28; Галл 1.13; Еф 1.22; 3.10,21; 5.23-25,27,29,32; Флп 3.6; Кол 1.18,24; 1Тим 3.15), а словом "церковь"-все поместные общины. Но такое разделение следует считать неудачным, тем более, что его нет в других переводах. Да и сами переводчики допустили несколько ошибок: по их делению в Деян 8.3; 12.1; 1Кор 10.32; 11.22; 15.9; Евр 12.23 это слово нужно было бы написать с заглавной буквы, а не с маленькой, а в Иак 5.14 (ср. Деян 20.17); 1Тим 3.5; 5.16-наоборот, с маленькой. При этом в Деян 2.47; 1Пет 5.13; Евр 2.12 (ср. Пс 21.23); 12.23 этого слова в оригинале и других переводах вообще нет, оно появляется только в русской Библии.Всего в двух местах во всех Евангелиях в словах Господа встречаются слова "Церковь" и "церковь" (Мф 16.18 и 18.17). Но ведь во время земного служения Спасителя церквей ещё не было (не было ещё и собраний верующих)! Он, конечно же, употребил здесь какое-то другое слово, возможно, слово "братство", имея в виду только Своих Апостолов и других ближайших учеников, ходивших постоянно с Ним, из которых позже и был избран двенадцатый Апостол вместо Иуды. Таких учеников могло быть до 120 (Деян 1.16).В первые дни и месяцы по воскресении и вознесении Христа начали возникать первые общины (собрания) уверовавших иудеев и живших среди них язычников (так называемых "прозелитов"). Это были удивительные собрания свободных возрожденных людей (Деян 2.44-45). Ни о каких церквах или приходах тогда ещё не было и речи, поэтому сам собой напрашивается вывод, что это слово было специально вложено в уста Спасителя церковниками в ходе собирания Библии (см.). Проверить это достоверно теперь невозможно, т.к. никаких оригиналов Евангелий до нас не дошло, только копии с копий, да цитирования в трудах "отцов церкви", при этом самые ранние из них датируются 4 в., а некоторые и вовсе 6-10 вв. Не будем забывать, что 4 в.-это век признания христианства римскими императорами и дальнейшего провозглашения его официальной государственной религией, принадлежность к которой была сделана для всех обязательной. Отношение к ней и ко всем её делам стало подобострастным. Без сомнения, этим как раз и объясняется тот факт, что сохраненными оказываются только документы четвертого и более поздних веков. Ведь в государственном учреждении (церкви) хранение документов было налажено лучше, чем у частных лиц (отдельных верующих), да ещё в условиях жестоких гонений. Именно поэтому при собирании всех документов в одну книгу Библию многие записи и фрагменты книг претерпели определенное редактирование, может быть даже не казавшееся в то время переписчикам особенно кощунственным, но всегда намеренно "подкрепляющее" положение новой церкви.Ап. Павел (см.) много потрудился в Иудее, Галилее, Самарии и других странах вплоть до Греции, проповедуя и создавая христианские общины, рукополагая им пресвитеров (Деян 14.23), создавая знакомую нам структуру современной церкви. Несомненно, многие его действия и слова были также "подредактированы" в угоду и для обоснования новой религии. С таким обоснованием официальная церковь и стала тем, чем она стала (см. ниже), в которой всё противоречит Слову Христа.Важнейшей (а может быть даже единственной) задачей братства ближайших учеников Христа было возвестить Евангелие всему миру (см.). Только Апостолы Христовы, посланные Им лично, могли правильно сделать это и это поручение они полностью выполнили (Мф 28.16,19-20; Лк 24.47-49; Ин 15.26-27; Деян 1.2,8; 5.13; 10.42; 1Кор 3.9; 4.9; 15.11; Еф 3.5; 1Фес 2.4).Верующим по слову Апостолов, то есть возникающим общинам верующих, никогда не поручалась эта задача Апостолов по возвещению Евангелия, но только вера (Ин 6.29; 17.20; 1Пет 2.12; 2Пет 1.10; 3.14,17-18; 1Ин 1.3; Еф 6.18; Флп 1.27,29; 2.15-16; 1Фес 4.1-4,9,11-12; 2Фес 2.15; 3.4,6,12,14). В Лк 12.8; 1Пет 3.15 и Рим 10.9-10, говорится об исповедании веры, а не о проповедовании (ср. Еф 6.10-17 с Еф 6.18-20). Следовательно, эта задача по возвещению Евангелия не поручалась и позднейшей земной официальной церкви, точнее, теперь уже более чем 200-м различным "христианским" конфессиям, течениям, деноминациям и бесчисленным религиозным организациям. "Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали" (Иер 23.21).О рядовых верующих по слову Апостолов (Ин 17.20) Господь всегда говорил как о Царствии Божием, Доме Божием, в котором каждый почитает себя меньше других и Он нигде не называл их Церковью. То, что в дальнейшем общины, группы и собрания верующих (а позже-и вся религиозная система) стали называть себя церковью, есть намеренная выдача искусственного за настоящее.В день Пятидесятницы (см.) на Церковь (читай: на братство, на Апостолов только!-ср. Деян 5.13) сошел Дух Святой (Деян 2.1-4) и они (только они, братство Христово) получили обещанную им силу. Это ещё раз подтверждает, что Церковью (в современных изданиях), а на самом деле "братством", Господь в Мф 16.18 назвал Своих ближайших учеников. Именно эта подтасовка (вместе с выдумкой о том, что первым папой был ап. Петр!) и используется теперь церковниками для обоснования выдающейся роли искусственно созданной всемирной религиозной организации под названием "церковь". Вряд ли является "упущением" Спасителя то, что Он ничего не сказал о структуре, устройстве и действиях такой огромной и важной организации - очевидно, Он ничего подобного и не планировал (всей этой помпезности, униформы, богатства, мощной мирской активности и всё такое прочее).Церковь, если даже этим словом обозначить всех верующих во Христа во всех местах, как это привычно делается официальными богословами, уже к концу первого века не была едина и монолитна, как в первые дни и месяцы после вознесения Христа (см. ересь). В следующей статье подробно показано, как отдельные ячейки Дома Божия и Царствия Божия, в которых каждый почитает себя меньше других, превратились в набор современных церквей. Этот конгломерат церквей невозможно назвать единым телом Христа. Ведь никакое тело не может состоять из отделенных друг от друга членов, к тому же ещё и враждующих между собой. И уж совсем невозможно, зная историю церкви, считать её "столпом и утверждением истины". Таким образом, это не та церковь, которую врата ада не одолеют никогда. Очевидно, процветающая на земле церковь давно превратилась в противоположность того, за что себя выдает, и поэтому любому человеку в духовном смысле находиться внутри нее намного опаснее, чем снаружи (см. Вавилон).
Библейский словарь. Н.Глубоковский. . 2014.